tebedam (tebedam) wrote,
tebedam
tebedam

Categories:

Индекс tebedam. Правоохранительная система

Это вторая часть из серии постов, где вам предлагается принять участие в создании простой и понятной оценки того, насколько сегодня Россия пригодная для жизни. Это не будет сравнением России с другими государствами с целью определить её положение в некоей мировой таблице, оценить предстоит лишь жизнь в одной нашей стране, в соответствии с нашими же представлениями об этой самой жизни.

Путем голосования по отдельным темам и применения несложной формулы получится итоговая оценка. Максимум – 100 баллов, минимум – 0. Максимальная оценка – идеальная страна с точки зрения благоустройства жизни, а минимальная – условия, способствующие предельной деградации и скорому вымиранию населения. При этом оценка в 51 балл должна означать хоть и заторможенное, но эволюционное развитие, а 49 – постепенную деградацию.

Всего будет рассмотрено около 10 тем, наиболее важных с точки зрения современного человека, которого можно в той или иной степени отнести к среднему классу.

Первая часть. Коррупция

Правоохранительная система

России в наследство от СССР досталась правоохранительная система, основы и принципы работы которой были заложены еще Сталиным и до сегодняшних дней, несмотря на кардинально изменившиеся реалии, во многом сохранились без изменений. Система, ответственная за проведение репрессий, пережила и Сталина, и СССР, и продолжает оказывать свое чудовищное влияние на жизнь в стране.

Россия содержит огромнейшую систему МВД, выделяя на ее содержание колоссальные деньги, но взамен получает высочайший уровень преступности и тотальную коррупцию.

Цифры

По числу полицейских на душу населения Россия занимает третье место в мире, уступая только Белоруссии и Брунею. На 100 тыс. человек приходится почти 1000 полицейских, и это не считая спецслужб. Для сравнения, в США на 100 тыс. населения всего 233 полицейских, т.е. в четыре раза меньше, чем в Росси. В среднем по миру на 100 тыс. населения приходится около 300 полицейских (источник).

По общей численности МВД Россия также на третьем месте в мире, уступая только Китаю и Индии, население которых выше на порядок.

Статья «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в федеральном бюджете превышает «Образование» и «Здравоохранение» вместе взятые, но при этом зарплаты и техническое оснащение полиции оставляет желать лучшего, что и не удивительно, учитывая чрезмерную раздутость аппарата МВД.

Хотя в Конституции написано, что Россия – социальное государство, бюджет свидетельствует о том, что Россия, в лучшем случае, – государство полицейское. А с учетом качества работы правоохранительной системы, государство в России можно считать исключительно криминальным.

Эффективность

Ошибочно полагать, что раздутый штат полицейских способствует снижению преступности, статистически, после определенного порога повышение численности МВД повышает и уровень преступности (источник). Есть исследования, в которых утверждается, что инвестировать в образование более эффективно для борьбы с преступностью, нежели расширять правоохранительные органы (источник).

Косвенным показателем качества работы полиции является огромное число частных охранников в России, которое достигает 1,2 млн человек, т.е. сопоставимо с численностью всей правоохранительной системы (источник). Таким образом, за порядком в России следят около 2,5 млн человек, еще миллион служит в армии. Т.е. каждый 20-й работоспособный человек занят тем, что охраняет нас от опасностей, а порядка при этом нет.

Россия – один из мировых лидеров по числу убийств на душу населения, не многим лучше и другие показатели, будь то грабежи, разбои, угоны автомобилей и прочие преступления. При этом официальная статистика, даже несмотря на удручающие цифры, лжива и по утверждениям экспертов, и по словам президента Медведева.

Например, официально МВД сообщает о 15 убийствах на 100 тыс. населения в год, т.е. по этому параметру Россия и так находится на уровне беднейших африканских стран. При этом еще в начале двухтысячных Россия прочно занимала место в десятке с показателем в 30 убийств на 100 тыс. населения. Т.е. менее чем за 10 лет преступность по этому показателю якобы снизилась в два раза. На деле же одновременно с этим снижением пропорционально выросло число пропавших без вести людей и неопознанных трупов, которые в статистику убийств не попадают.

Недавно было опубликованное 800-страничное исследование о преступности в России от ученых и экспертов НИИ Академии Генпрокуратуры. Согласно этим данным, за последние десять лет преступность не только не снижалась, но и росла в среднем на 2,4% в год. Согласно исследованию в прошлом году произошло не 18,2 тыс. убийств, а 46,2 тыс., т.е. почти в 3 раза больше (источник).

По оценке доклада в 2009 году в России было совершено не три миллиона преступлений, как гласит статистика МВД, а не менее 26 миллионов. К 2020 году эксперты прогнозируют рост до 30 миллионов преступлений. В 2009 году в правоохранительные органы поступили 45,1 тысячи заявлений об убийствах. На конец года числятся неопознанными 77,9 тысячи трупов, не разысканы 48,5 тысячи человек.

Можно отметить и катастрофическую ситуацию с наркотрафиком (Россия – мировой лидер по потреблению героина), и смертность на дорогах (более 25 тыс. смертей и 250 тыс. ранений в год), и высокий уровень терактов.

Система коррупции

Основные принципы работы правоохранительной системы строятся на палочной системе, когда работникам заранее спускается план сверху на раскрытие определенного числа преступлений в указанной сфере, что заставляет гнаться за показателями, вплоть до фальсификации дел. Подобный подход к организации работы губителен и уровень преступности это прекрасно подтверждает. Зато эта система когда-то хорошо справлялась с планами по расстрелам и поиску врагов народа, отлично выполняя поставленные задачи.

Впрочем, в системе есть и другие критерии оценки эффективности, например, выгодно показывать снижение числа зарегистрированных преступлений. А т.к. принимают заявления те же лица, которые потом должны эти дела расследовать, то работники замотивированы препятствовать регистрации происшествий, отказывая в возбуждении дел по самым разным причинам: заявление об убийстве примут, при пропаже человека предложат подождать, а при изнасиловании – уладить миром.

Принципы работы, сформированные во времена СССР, в целом позволяли бороться с бытовой уголовщиной на приемлемом уровне. В то время экономическая деятельность была почти полностью под запретом, частной собственности не существовало, как и функций по ее защите, наркотрафик ограничивался закрытыми границами, коррупция – невозможностью вывезти из страны капитал или тратить заметно больше официального заработка, а высокотехнологической преступности не существовало в принципе.

С момента развала прошло 20 лет, открылись границы, пришли рыночные отношения, в жизни появились фантастические технологии, а система функционирует по старым принципам, что привело к ее полной деградации и абсолютной неспособностью бороться с новыми видами преступлений.

С открытыми границами в страну хлынул наркотрафик, превратив России в «героиновую державу». Правоохранительная система не только не смогла эффективно бороться с наркотиками, игорным бизнесом или проституцией, но стала их главной крышей.

Рыночные отношения и свобода перемещения стали мощнейшими мультипликаторами взяток, на что советская система абсолютно не была рассчитана и перешла в состояние тотальной коррумпированности.

Вместо защиты частной собственности система занимается ее грабежом, столь усиленно, что уже каждый шестой бизнесмен в России побывал под судом (источник), в тюрьмах находятся 300 тыс. бывших бизнесменов, при том, что средний срок за экономические преступления в России составляет 10 лет.

Появление высокотехнологической преступности правоохранительная система не заметила вовсе: спам, смс-мошенничества, вирусы, кражи интернет-денег или паролей, бот-неты и DDos-атаки – все эти виды преступлений фактически игнорируется.

Главным мотиватором системы сегодня стали деньги, зарабатываемые преступным путем, а отнюдь не бумажные показатели. Порядочный работник в таких условиях – исключение из правил, т.к. система не предполагает для него никаких стимулов, выдавая, лишь низкую зарплату, слабую социальную обеспеченность, тяжелую работу и паршивую репутацию.

В этом свете показательна и история с майором Дымовским. За его сумбурным видеообращением к Путину о коррупции последовали десятки аналогичных роликов на YouTube, записанные участковыми, следователями и прокурорами, но большинство из этих людей, вместо поддержки, получили лишь дополнительные проблемы: потеряли работу или даже сели в тюрьму. Сам Дымовский и мгновенно потерял работу, и попал на время в СИЗО.

Работники правоохранительной системы не могут добиться справедливости даже для самих себя, ни законными путями, ни публичными обращениями, так можно ли от них ожидать защиты наших собственных прав?

Реформа МВД

24 декабря 2009 года Медведев в прямом эфире начал реформу МВД. Спустя полтора года после громких заявлений изменения минимальны, даже вывески не успели заменить, не говоря уже о кардинальных переменах. Высшее руководство осталось наверху почти в полном составе, выкинутые из системы коррупционеры заменены их бывшими подчиненными, в том же кресле сидит и министр внутренних дел Нургалиев.

Объявленное сокращение штата на 20% – полезная мера, но даже в этом случае Россия сохранит за собой третье место в мировой таблице по численности полицейских на душу населения. Если бы численность в пропорциональном соотношении была доведена до уровня США, то уровень зарплат, технического обеспечения и социальных гарантий для полиции стал бы многократно выше.

Стоит отдельно отметить, что при сохранении текущего финансирования и сокращении численности МВД в четыре раза, то минимальная зарплата обычного постового в России была бы на уровне 65 тыс. рублей в месяц, а средние доходы были бы ненамного меньше средней зарплаты полицейского в США ($51 тыс. в год, минус налоги). Таким образом, реформу можно было бы провести бесплатно за счет одних только сокращений огромнейшего аппарата МВД и доведении его относительной численности до уровня развитых стран.

Почему этого не было и не будет сделано? Потому, что у Медведева нет никакого права провести реальную реформу и лишить коррупционеров их нелегальных источников дохода. Чиновники и силовики – вот главная опора Медведева, против которой он не вправе действовать.

У президента нет карт-бланша, который он мог бы получить в результате победы на реальных выборах. Будь у него настоящие 70% поддержки на президентских выборах, то это позволило бы ему проводить сложнейшие реформы, опираясь на поддержку населения. Но этой поддержки нет. А попытка сократить численность в МВД, даже в 2 раза, закончилась бы незамедлительной отставкой самого Медведева.

В итоге вся предложенная реформа превратилась в фикцию.

Подробная критика реформы была изложена ранее: Комментарии к закону о полиции.

Реформы в Грузии

Избитым, но от того не менее наглядным, примером сегодня является сравнение с реформой полиции в Грузии. Еще несколько лет назад в этом беднейшем государстве на постсоветском пространстве правоохранительная система работала в лучших традициях совка. Уровень преступности зашкаливал, взяточничество было главным источников дохода для полиции, а воры в законе доминировали в обществе.

В отличии от Медведева, у Саакашвили был карт-бланш на изменения, т.к. ко власти он пришел на волне революции, а не благодаря поддержке коррумпированных чиновников и силовиков. И всего за несколько лет были достигнуты ошеломительные результаты:

Эксперты Евросоюза на основании исследования, проведенного в Грузии, признали страну одним из самых безопасных государств Европы. По данным исследования, случаи угона автомобилей в Грузии в три раза меньше, чем в Великобритании; случаи разбойных нападений в четыре раза меньше, чем в Швеции. В Дании квартиры грабят в четыре раза чаще, чем в Грузии.

Источник

Полиция была в прямом смысле создана с нуля: построены новые здания, выбрана новая форма, закуплены новые автомобили, 90% старых сотрудников уволены, радикально повышены зарплаты. Организационные вопросы были под копирку списаны у США.

У бедной Грузии хватило денег пересадить всех до единого полицейского на новые автомобили и оборудовать все машины обязательными система видеофиксации. У богатой России на это не хватает ни денег, ни сил.

В первые месяцы после реформы новых полицейских в Грузии регулярно ловили на мелких взятках, сажали в тюрьму на 10 лет и каждый день показывали это по телевизору (источник). Ввели систему «подстав», чтобы проверять соблюдение правил. Новые полицейские поплатятся даже за то, что не донесут на своего (подставного) коллегу, если тот просто предложит какое-нибудь незаконное действие. А чтобы нивелировать коррупционные связи была введена регулярная ротация напарников.

Сегодня в Грузии можно получить международные права за 2 минуты. Новые номера для автомобилей – за 15 минут. Чтобы прекратить нелегальную торговлю блатными номерами их покупку сделали легальной, чем круче номер, тем больше цена. Грузины получили возможность сдавать на водительские права без взяток. Что из этого предлагает российская реформа? Ничего.

В России уже который год не удается создать даже единый колл-центр, аналог 911 в США или 112 в Европе, чтобы все экстренные службы были доступны под единому номеру. Западные страны внедрили эту простую вещь десятки лет назад, в России же последние два годы были потрачены на то, чтобы разделить полномочия МЧС и Минкомсвязи в этом вопросе (источник), дата полноценного внедрения единого номера спасения 112 постоянно откладывается. По всей видимости, и в этом вопросе Грузия окажется впереди, где введение этой системы запланировано на 2012 год.

Можно еще долго сравнивать подходы к реформе МВД, но и так очевидно, что Медведев, в отличии от Саакашвили, не смог принять ни одной реальной меры по исправлению ситуации.

Итого

Текущей уровень преступности, даже чисто статистически, не сулит жителям России счастливой жизни. Вероятность прожить здоровую жизнь, длинною в 70 лет, невелика.

С вероятностью 4% вы умрете в результате убийства или автомобильной катастрофы. С вероятностью 12% вы будете травмированы в результате аварии. С вероятностью 50% один из членов семьи из четырех человек за свою семидесятилетнюю жизнь столкнется с одной из трех вышеперечисленных ситуаций. Для полноты картины добавьте грабежи, изнасилования, побои, взятки, кражи и прикиньте свои шансы на беспечную жизнь.

Голосование

Внимание. 10 - лучшая оценка, 0 - худшая. Аналогичная шкала будет для всех следующих голосований.

Poll #1755200 Правоохранительная система

Качество работы

10 - Безопасная жизнь
3(2.9%)
9
0(0.0%)
8
0(0.0%)
7
1(1.0%)
6
11(10.5%)
5 - Высокая преступность
8(7.6%)
4
11(10.5%)
3
13(12.4%)
2
14(13.3%)
1
13(12.4%)
0 - Никаких гарантий безопасности
31(29.5%)

Важность критерия

5 - очень важно
84(83.2%)
4
14(13.9%)
3
2(2.0%)
2
0(0.0%)
1 - безразлично
1(1.0%)

 

Tags: Индекс, Полиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments