tebedam (tebedam) wrote,
tebedam
tebedam

Индекс tebedam. Коррупция

Это первая часть из серии постов, где вам предлагается принять участие в создании простой и понятной оценки того, насколько сегодня Россия пригодная для жизни. Это не будет сравнением России с другими государствами с целью определить её положение в некоей мировой таблице, оценить предстоит лишь жизнь в одной нашей стране, в соответствии с нашими же представлениями об этой самой жизни.

Путем голосования по отдельным темам и применения несложной формулы получится итоговая оценка. Максимум – 100 баллов, минимум – 0. Максимальная оценка – идеальная страна с точки зрения благоустройства жизни, а минимальная – условия, способствующие предельной деградации и скорому вымиранию населения. При этом оценка в 51 балл должна означать хоть и заторможенное, но эволюционное развитие, а 49 – постепенную деградацию.

Всего будет рассмотрено около 10 тем, наиболее важные с точки зрения современного человека, которого можно в той или иной степени отнести к среднему классу.

Определения

Под коррупцией в данном случае понимается использование властных полномочий в личных целях. Уровень коррупции в стране – один из важнейших показателей качества жизни, который не только влияет на все без исключения институты власти, но также во многом формирует социальные отношения, вплоть до повседневного быта.

В предыдущие исторические периоды коррупция была узаконена, т.е. использование властных полномочий в интересах личной выгоды было даровано официально и не считалось преступлением. При этом взамен требовалась абсолютная лояльность и финансовая поддержка вышестоящему звену в коррупционной иерархии, что и было основой примитивной системы управления. Постепенно во всем мире коррупция становилась преступлением и властные полномочия делегировалось в пользу общества, начинался процесс с нижних уровней, заканчивался – свержением монархии. В России это формально произошло в 1917 году, с того момента абсолютно все властные полномочия формально предоставляются исключительно для служения обществу. Очевидно, что система, ориентированная на общество в целом, а не на отдельных его личностей, во многом более эффективна, кроме того – стабильна.

Формально Россия встала на демократический путь развития, давно признала использование власти в личных целях преступлением, однако, если анализировать сегодняшний уровень коррупции, то очевидно, что мы недалеко ушли от феодальной системы управления: коррупция в России присутствует во всех сферах и этапах жизни человека.

Коррупция как система

Зачастую коррупция в России начинается для человека в момент рождения, когда родители вынуждены платить за что-либо в роддоме, что должно было быть предоставлено им бесплатно. Родители платят и за бесплатный детский сад, и за откуп от армии, и за поступление в престижный ВУЗ. Постепенно коррупционное бремя перекладывается на молодого человека в его отношениях с государством, будь то получение водительских прав, уплата налогов, оформление справок, документов и разрешений. Из коррупционного оборота в России невозможно выскочить ни на одном жизненном этапе.

В системе, где взятка – норма жизни, отказ от коррупции равносилен ограничению самого себя в различных правах и возможностях, а также ведет к созданию самому себе всевозможных унизительных условий, вроде бесконечных очередей и пустой траты времени. Можно не платить взяток коммунальным работникам за гарантированный бесплатный ремонт, но обойтись неделю-две без горячей воды, тепла или света. Можно не откупаться от милиции и суда, но сесть в тюрьму по ложным обвинениям. Можно отказаться от водительских прав или провести год, маршируя по плацу. На бытовом уровне коррупционные схемы устроены таким образом, что человеку выгоднее заплатить за быстрое решение проблемы, т.к. время, которое он потратит на “бесплатный” или честный вариант, с учетом его доходов, стоит дороже взятки. Для человека с высокооплачиваемой и ответственной работой выбор в такой системе очевиден.

Создание длительных и унизительных условий по оказанию государственных услуг – не следствие чьей-то плохой работы по причине глупости, а прямой коррупционный интерес: чем хуже работает государственный аппарат, тем больше в нем коррупционной составляющей. Например, в России необходимо потратить 540 дней на официальное получение разрешения на строительство – мировой рекорд, если не считать страны, где официальное строительство в принципе невозможно. По простоте ведения строительства Россия занимает 182-е место в мире из 183-х по оценке Всемирного банка (источник), при том, что в стране наблюдается катастрофическая нехватка жилья, а всевозможные ограничения и разрешения ни в коей мере не повышают качество возводимых сегодня строений. Подобные примеры являются лучшим доказательством того, что в России не просто высок уровень коррупции, коррупция – основа всей системы.

Очевидно, что при наличие воли и желания со стороны руководства страны, Россия в кратчайшие сроки могла бы в самых разных сферах радикально снизить коррупционный уровень, основанный на административных барьерах и безответственности перед законом со стороны представителей власти. Примеров в мировой истории предостаточно, а методы идентичны в большинстве случаев. Наиболее близкий для нас пример в последнее время – Грузия. После революции в 2004 году эта беднейшая страна из числа бывшего СССР встала на путь реформ и уже к 2007 году по оценке Всемирного банка скакнула в рейтинге по простоте ведения бизнеса со 112-го места в мире на 18-е, к 2011 году – 12 место. Россия за последние три года опустилась со 118-го места в на 123-е. Не нужно быть гениальным реформатором, чтобы создать условия для бизнеса лучше, чем в Косово, Никарагуа или Свазиленде, отсутствие прогресса – следствие абсолютного бездействия в борьбе с коррупцией.

Деградация

Хотя на официальном уровне президент провозгласил борьбу с коррупцией, создал специальный анти-коррупционный комитет, сам же его возглавил, а также лично выступил с различными инициативами по противодействию коррупции, на деле не только отсутствуют какие-либо успехи в решении этой проблемы (что Медведев признает лично), напротив, продолжается деградация. Под деградацией в данном случае понимается обратная легализация использования властных полномочий с целью извлечения личной выгоды.

Важно отметить следующий момент. Если в средневековье прогрессом в данном контексте была формальная передача властных полномочий обществу, то сегодня прогресс это фактическое закрепление за обществом обещанных ему прав. Борьба с коррупцией как прогресс это борьба за права, которые уже есть на бумаге. Россия же не только не идет вперед в плане борьбы с коррупцией, но и наоборот, скатывается обратно в средневековье, легализуя социальное расслоение.

Чтобы продемонстрировать, что сегодняшняя тенденция в вопросе коррупции это не прогресс, а деградация, стоит отметить наиболее яркие случаи легализации коррупции в последнее время. Например, мигалки, которые чиновники стали повсеместно использовать отнюдь не для выполнения нужных обществу задач, и включают их даже для таких личных мелочей, как поездка в продуктовый магазин (примеры). Тогда как скорые в Москве, наоборот, вынуждены стоять в пробках, пропуская очередной правительственный кортеж. После появления движения “Синие ведерки” Медведев не только не поддержал гражданское общество, но и подписал закон, ужесточающий порядок проведения автопробегов, что является основным способом протеста автомобилистов, т.е. президент встал на сторону защиты коррупционных привилегий, тогда как его прямая обязанность – защищать конституционные права.

Легализация коррупции касается далеко не только мелочей, вроде привилегированного передвижения по дорогам или аэропортам. Первое, что сделал Путин, вступив в должность 31 декабря 1999 года – подписал в тот же день Указ, по которому бывший Президент РФ не может быть “задержан, арестован, подвергнут, обыску, допросу либо личному досмотру”. А к 2001 году Путин подписал уже закон, гарантирующий аналогичную неприкосновенность Президенту в отставке за любые преступления, совершенные во время президентства. Не стоит и говорить о том, какие планы строил человек, принимая подобные законы.

Впрочем, легализация происходит не только по букве закона, но и по духу. Один из ярких примеров – абсолютная неприкосновенность прокурорских работников и следователей на дороге. В 2005 году за арест пьяного прокурора, пытавшегося скрыться от погони, гаишник получил тюремный срок, хотя и был впоследствии оправдан и даже восстановлен в службе (подробно). Разбирательство по делу дошло до Верховного суда, который в 2008 году подтвердил, что пьяные прокурорские водители не представляют опасности для окружающих, а потому не могут быть задержаны в соответствии с законом "О прокуратуре Российской Федерации". В дополнении к этому сегодня практически невозможно посадить высокопоставленного чиновника даже за ДТП со смертельным исходом, ежегодных примеров чему более чем достаточно.

Примером чудовищной трактовки закона служит решение суда, распространившее президентскую неприкосновенность на всех его подчиненных, что поставило под запрет любые жалобы на любые действия любых должностных лиц, находящихся в подчинении президента (подробно, скан решения суда).

Закупки

Отдельного внимания заслуживают государственные закупки, которые вполне легально используются для приобретения всевозможных товаров роскоши для использования чиновниками, будь то кровати с отделкой из золота, или же автомобили, со вставками драгоценного дерева. Для ведения роскошного образа жизни высшими чиновниками за бюджетные деньги закупаются дорогостоящие яхты (пример) и строятся дворцы-резиденции. Всё это формально перешло в рамки закона, тогда как является коррупцией в чистом виде.

Генеральная прокуратура не находит никаких нарушений в том, чтобы закупать на деньги Пенсионного фонда России машины премиум-класса, даже в условиях жесточайшего дефицита пенсионного бюджета, из-за чего были радикально повышены налоги на зарплаты (пример).

В России возможно одновременно выделить 1 млрд руб. на субсидирование автокредитов для населения всей страны, а 0,5 млрд руб. – на закупку автомобилей премиум-класса для правительства (подробно). На строительство одного только нового здания для Совета Федерации и Государственной Думы планируется выделить $2–$3 млрд (источник), что соответственно равняется двум-трем годовым бюджетам Кировской области с населением в 1,3 млн человек (источник).

Строительство одной новой резиденции для президента обходится дороже, чем, например, федеральные целевые программы по социальной поддержке инвалидов, по развитию Калининградской области, по развитию Курильских островов вместе взятые (подробно).

Из пяти триллионов рублей, выделяемых в год на госзакупки, по словам Президент разворовывается 20%, т.е. триллион. Наиболее вероятно, что оценка занижена, а откаты и нецелесообразные траты составляют куда большую часть от этой статьи расходов.

Однако в системе госзакупок существует феномен – работающий по закону государственный институт. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – одно из редчайших исключений во всем государственном аппарате. Именно ФАС оперативно отменяет госзакупки, которые не соответствуют закону. Именно благодаря ФАС у Навального есть возможность держать работу сайта Роспил, суть которого – найти коррупционные закупки и отправить грамотную жалобу в ФАС. Подавляющее число государственных институтов в принципе не способны выполнять анти-коррупционные действия, тем более в кратчайшие сроки. Например, прокуратура и прочие надзорные инстанции зачастую не реагируют даже на самые яркие примеры коррупции и максимально грамотно составленные жалобы. Если бы ФАС работала таким же образом, как прокуратура, то отменить закупки было практически невозможно. ФАС получила признание и на международном уровне, в рейтинге “Global Competition Review” оценивается на уровне Австрии, Швейцарии или Норвегии. Это отличный пример тому, что в даже в такой среде можно создать работающую по закону структуру, если только дать ей возможность по-настоящему работать.

Громкие дела

Президентство Медведева отметилось сплошной чередой коррупционных скандалов, но несмотря на броские заявления о войне с коррупцией, ни одно крупное дело не только не было раскрыто, но даже не дошло до суда.

Одни из ярких примеров – дело “Даймлера”, которое лучше всего иллюстрирует качество борьбы с коррупцией в России в сравнении с другими странами:

23 марта 2010 года в США против автоконцерна Daimler AG были выдвинуты обвинения в подкупе чиновников в 22 странах мира с целью получения госконтрактов на поставку автомобилей (Mercedes, Unimog и пр.). Становится известно, что получателями взяток выступали в том числе и чиновники в России.

24 марта 2010 года появилась информация, что в деле Даймлера оказалась замешана одна из крупнейших государственных нефтяных компаний Китая China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec).

25 марта 2010 года Китайская госкомпания China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec) выступила с разъяснениями и подтвердила, что ее бывший сотрудник действительно получал взятки в рамках этого дела в размере около $2,7 млн, однако, он не только был уволен из компании, но еще в 2006 году был осужден за коррупцию и приговорен к тюремному сроку. Кроме того, бывший руководитель Sinopec (с 1997 по 2007 годы), при котором были заключены эти контракты, приговорен к смертной казни за коррупцию.

Подробно

В России дело “Даймлера” не сдвинулось ни на шаг, хотя уже прошло более года. Медведев лично в курсе этих событий, а невозможность расследования объясняет в интервью тем, что якобы коллеги из США не предоставили нашим следователем все необходимые детали, поэтому дело зашло в тупик, а если бы доказательства были, то, мол, разобрались бы моментально. Хотя истинная причина, скорее, в том, что за взятки “мерседесы” поставлялись даже в гараж особого назначения, т.е. в автопарк президента и премьер-министра. Бездействия Медведева можно оценить исключительно как покровительство своего ближайшего окружения.

Ничуть не лучше прошла работа по коррупционным делам, внимание к которым привлек Навальный, подробно расписав случаи многомиллиардной коррупции в Газпроме, ВТБ и Транснефти. Но в отличие от этих обвинений, работа по которым также стопорится, дело “Даймлера” – доказанный в суде факт, по которому автоконцерн выплатил в США огромный штраф. Этот факт также подтвержден признаниями из других источников, например, той же китайской нефтяной компанией. Но даже такие очевидные доказательства, даже указания на конкретные даты и министерства, для которых прошли поставки, как и расположение счетов – недостаточная база для привлечения к ответственности высокопоставленных коррупционеров.

Дело “Даймлера” это не первый подобный случай. Несколькими годами ранее в аналогичных преступлениях был уличен концерн Siemens, тоже за взятки в России, но история не получила столь широкой огласки. И опять же, в России для этой компании не было никаких последствий, все штрафы за коррупцию в России были выплачены за рубежом. Не удивительно, что в этой ситуации Siemens продает одни и те же скоростные поезда в России в 7-10 раз дороже, чем в Китае, т.е. откаты на строительстве Сапсанов могут достигать 90% (подробно).

Один из самых трагичных примеров – дело Магнитского, юриста, вскрывшего схему воровства на 5,4 млрд и оказавшегося за это в СИЗО, где его продержали без суда в течении года, пока он не умер от пыточных условий содержания. Хотя его формально обвиняли лишь в экономических преступлениях, условия его содержания быль столь чудовищны, что их можно сравнить разве что с фашистским концлагерем (Дневники Магнитского). В течении года его регулярно лишали сна, гигиены, пищи, воды и медицины, за год ему так и не разрешили ни одного свидания с родственниками: для своих родных он умер в день ареста.

Дело Магнитского весьма показательно. Деньги были украдены из бюджета под видом возвращения налогов. “Налоги” в размере 5,4 млрд рублей были возвращены в течении одного(!) предновогоднего дня, что немыслимо для отечественной бюрократии. Имена налоговых инспекторов известны, но никто из них не понес наказания. Кроме того, участники схемы пошли на повышение и получили различные государственные награды.

Т.к. Магнитский работал на крупнейший инвестиционный фонд в России Hermitage Capital, активы которого достигали $4 млрд, то Россия получила сокрушительный удар по инвестиционному климату. После этого случая фонд полностью прекратил свою деятельность в России, развернув пропагандистскую войну против замешанных в воровстве и убийстве чиновников. Были найдены многочисленные свидетельства необоснованно роскошного образа жизни потенциальных участников схемы (сотрудники МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговых инспекций, судьи и следователи), написаны десятки (если не сотни) обращений в самые разные инстанции, выложены красноречивые ролики, создан специальный сайт: http://russian-untouchables.com/rus/. Международные действия дошли до того, что парламент Евросоюза принял резолюцию, запрещающую въезд в ЕС по “списку Магнитского”, в который вошли около 60 человек. Этим люди попали в черные списки банковской системы. Аналогичные меры по запрету въезда и ведению финансовых операций планируется принять в США. Но в России эти лица не только не привлечены к уголовный ответственности, но никто из них не был хотя бы отстранен от должности для проведения проверки.

Репутационный удар для России от этого дела огромен. Глава фонда Hermitage Capital – инвестор с мировым именем, теперь не упускает ни одного повода покритиковать Россию на инвестиционных форумах. Пример из Давоса, на котором вице-премьер правительства Игорь Шувалов тщетно зазывал инвесторов вкладывать в Россию:

Уильям Браудер: Я был крупнейшим инвестором в России, я пожаловался на коррупцию, и в итоге меня вышвырнули из страны, полиция обыскала офис, забрала документы, моего юриста [Сергея Магнитского] замучили и убили в тюрьме. Люди, которые повинны в смерти Магнитского, были награждены. Что защитит людей от таких случаев? Что вы скажете на это, Игорь?

Игорь Шувалов: У нас есть две стороны монеты — те, кто заработал много, и те, кто все потерял и даже умер…

Шувалов знает о чем говорит, ведь его жена принесла в семейный бюджет за последний год больше, чем доходы всех вице-премьеров и федеральных министров вместе взятых.

Отдельного внимания заслуживают многочисленные схемы, в которых бизнесмена арестовывают и сажают на год в СИЗО по надуманному обвинению, затем отбирают бизнес, после чего дело закрывается, из-за отсутствия преступления. Самый громкий пример – дело бывшего владельца “Евросети” Чичваркина. Этот человек был одним из самых публичных миллиардеров в стране, скорее всего, самым уважаемым из их числа, т.к. определенно построил свой бизнес с нуля, а не на советском наследии. После вступления в открытую борьбу с коррумпированным сотрудниками МВД он был обвинен в похищении человека и после ареста ряда топ-менеджеров “Евросети” был вынужден продать акции и бежать в Лондон. А спустя два года все обвиняемые были оправданы судом пристяжных за отсутствием факта преступления. Но кто вернет ему компанию назад?

Аналогичная история меньшего масштаба – дело “Арбат Престижа”, также закончившееся оправданием арестованного владельца, также за отсутствием преступления. Но международная торговая сеть парфюмерии, с оборотом в $0,5 млрд, не пережила ареста своего владельца и полностью обанкротилась еще до того, как он вышел на свободу.

Статистика борьбы с коррупцией

По данным судебного департамента за календарный год по ст. 290 (получение взятки) рассматривается около 2 тыс. дел на всю страну. Эта статистика не меняется годами, так что говорить о каких-либо сдвигах в масштабах по борьбе с коррупцией не приходится, хотя есть тенденция по увеличению числа осужденных, но при этом количество поступающих дел остается почти неизменным.

Намного интереснее детали судебных решений. К реальным срокам наказания приговариваются лишь 16% осужденных за взятки (источник). Остальные получают штрафы или условные сроки. Это означает, что за год в России в тюрьму садятся около 300-350 взяточников, что является ничтожным показателем для страны с населением в 140 млн человек и таким уровнем коррупции.

Интересно и сравнение ст. 290 (получение взятки) со ст. 291 (дача взятки). За получение взяток были осуждены 2016 человек, за дачу взяток – 3433. Т.е. в России чаще ловят тех, кто дает взятку, нежели тех, кто ее берет. Существенна разница и в числе оправданий. По ст. 290 оправданы были 64 человека, а по 291 – всего 16, при том, что по ней прошло больше обвиняемых. Получатели взяток вновь оказались в большей безопасности, их шансы на оправдательный приговор почти в 6 раз выше.

Что можно было бы сделать

Если бы Медведев был настоящим президентом, с реальным желанием бороться с коррупцией, то без учета структурных изменений в МВД, судебной системе и других институтах власти, от него можно было бы ожидать следующих законодательных и административных мер, направленных на борьбу с коррупцией:

1.

Сокращение государственного аппарата и ликвидация самых разных разрешительных ограничений с частичной приватизацией государственных услуг. Для сравнения, недавно в Великобритании было принято знаковое решение сократить бюрократию на 40%. Но вместо этого в России число чиновников продолжает расти, несмотря ни на кризис, ни на сокращение численности населения, ни на громкие заявления о необходимости сокращения госаппарата.

2.

России необходимо принятие ст. 20 Конвенции ООН по противодействию коррупции, которая определяет незаконное обогащение, т.е. необоснованную разницу между расходами и доходами чиновника. Вместо этого Медведев ввел некие декларации о доходах с предельно обрывчатыми и урезанными сведениями: ни стоимости имущества, ни адресов её расположения, ни источников доходов, ни размера накоплений, ни указания официальной зарплаты, ни имен родственников. Декларации – пустышки, за которые никто не понес никаких наказаний. Очевидно, что Медведев не может позволить себе принять поправки о незаконном обогащении, т.к. под определение коррупционеров попадет всё его окружение, вероятно, и он сам, если учесть хотя бы стоимость его наручных часов (около 1 млн. рублей), что слабо сопоставимо с декларируемым уровнем доходов. В итоге доходит до откровенного глумление, руководитель протокола из администрации президента Ентальцева М.В. разъезжает на Bentley Continental GTC Speed, официально указывая это в декларации (подробно).

3.

Создание реального комитета по борьбе с коррупцией и наделение его широкими полномочиями – важный и действенный шаг. Эту меру использовали в различных странах, где уровень коррупции удалось снизить с тотального до минимального, из примеров – Гонконг и Сингапур. Медведев, как и Путин в 2003 году, формально создал такую структуру (Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции), в который вошли Собянин, Нургалиев, Степашин, Чайка, Бастыркин… Учитывая состав, совет, скорее, определяет меры по содействию коррупции, а не по борьбе с ней.

Юристы от фонда Hermitage Capital направили обращения по делу Магнитского лично каждому члену президентского совета, результат такой же, как от обращений Навального лично к каждому члену наблюдательного совета ВТБ по поводу хищений в банке – результатов нет.

Настоящему президенту, особенно как главе соответствующей анти-коррупционной структуры, было бы необходимо лично вмешиваться в наиболее громкие коррупционные дела и способствовать доведению этих дел до суда. Это куда важнее многочисленных выступлений, видеоблога, вручения орденов и катания на лыжах переде телекамерами. Но у Медведева другие приоритеты.

4.

Можно было бы добавить и уход государства из бизнеса, и запрет на покупку роскоши за государственный счет, и реформу административного аппарата, где принципы назначения сегодня абсолютно непрозрачны, но очевидно, что высшее руководство не намерено принимать реальных действий, тем более, комплексных решений.

Итого

Удручающий уровень коррупции в России можно рассматривать исключительно в качестве основы существующей системы управления, выстроенной в неофеодальном стиле, где главные коррупционеры - Медведев и Путин лично. Подобное положение дел губительно для страны в долгосрочной перспективе и в конечном итоге неминуемо приведет к очередным социальным потрясением и, возможно, к очередному развалу страны.

Голосование

Внимание. 10 - лучшая оценка, 0 - худшая. Аналогичная шкала будет для всех следующих голосований.

Poll #1734724 Коррупция

Уровень коррупции

10 - минимальный
4(1.8%)
9
9(3.9%)
8
2(0.9%)
7
1(0.4%)
6
2(0.9%)
5 - высокий
7(3.1%)
4
3(1.3%)
3
21(9.2%)
2
36(15.8%)
1
42(18.4%)
0 - максимальный
101(44.3%)

Важность критерия

5 - очень важно
181(79.7%)
4
34(15.0%)
3
10(4.4%)
2
1(0.4%)
1 - безразлично
1(0.4%)

Продолжение: Часть вторая. Правоохранительная система.


Добавить в друзьяЧто это?

Tags: Индекс, Коррупция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments