tebedam (tebedam) wrote,
tebedam
tebedam

Топ 10 провальных проектов Санкт-Петербурга. Часть вторая

На фоне подноготных игр с отставкой Лужкова хотелось бы обратить внимание на главные провалы в развитии второго по значимости в России города – Санкт-Петербурга.

Несложно найти на Валентину Матвиенко солидный компромат в плане личного обогащения, хотя он и скромнее, чем у четы Лужковых. Интереснее оценить результаты в плане развития инфраструктуры города. С одной стороны, было заключено множество столь нужных и значимых для города контрактов, с другой – почти все это так и осталось на бумаге. Несмотря на правильный выбор направления по многим вопросам, фактическим результатом многолетней деятельности является откровенный провал, который до сих пор держит Питер в некоем совковом прошлом, особенно на фоне темпов развития других европейских городов.

Все главные городские проекты заморожены, вовсе отменены или же ведут крайне вялое строительство по причине "кризиса", на годы отставая от запланированного графика. В то же время массовый характер срыва обязательств может свидетельствовать лишь о крайне некачественном выборе подрядчиков, чрезмерно амбициозных планах, попустительстве в контроле и повальной коррупции. Предлагаю оценить краткий список того, что было запланировано, подписано на бумаге и на что были выделены деньги, но что так и не было реализовано. Эти проекты, на мой взгляд, наиболее значимы для развития города и повышения уровня жизни, все они могли быть реализованы в срок, но, благодаря качеству работы правительства во главе с губернатором, город так и не получил ни одного из них.

Отсортированы в порядке значимости.

№ 10. Реконструкция Новой Голландии

 0006d2bb[1]

Один из уникальнейших памятников Петербурга, чье необычное сочетание красного кирпича и колонн запоминается с первого взгляда. К сожалению, находится он в полнейшем запустении все последние годы. С этим местом связаны многие исторические моменты, будь то события во времена революции и Первой мировой войны, или лаборатория, в которой работал Менделеев. Шанс на реинкарнацию памятник получил в декабре 2004 года, когда оттуда съехали военные. Как обычно бывает с памятниками, там сразу же “случился пожар”, после чего было принято решение снести большую часть строений, “поскольку они не представляют большой ценности”. Конкурс не реконструкцию был проведен лишь в 2006 году, но, казалось бы, безоблачное будущее памятнику обеспечено. Победителем вышел именитый британский архитектор Норман Фостер, а предложенный проект оказался настолько хорош, что получил первую премию в категории «Коммерческая и развлекательная недвижимость» на прошедшей в Каннах выставке недвижимости MIPIM, правда, случилось это уже в марте 2007 года, строительство все это время не начиналось. Тем не менее, по планам все должно было быть завершено уже к 2010 году, а общие инвестиции составить около $1 млрд. Что же вышло на самом деле?

Уцелевшие после пожара постройки на территории памятника снесли подчистую, но взамен ничего так и не построили. Почему? Потому что для строительства расхваленного проекта выбрали недобросовестного подрядчика, компанию олигарха Шалвы Чигиринского (страница на Компромат.ру), пусть и в сотрудничестве со знаменитым архитектором. Сегодня активы Чигиринского арестованы различными судами, в том числе зарубежными. Но даже в момент подписания контрактов компромата на этого человека было вполне достаточно, чтобы подумать хорошенько и передать контракт кому-нибудь другому, пусть с менее амбициозным проектом, но который был бы реализован не только в мечтах. Например, еще в 2004 году структуры олигарха принялись за реконструкцию гостиницы “Россия” в Москве, обещая закончить строительство к 2008 году, далее пошли судебные тяжбы, и, как известно, гостиницу-то снесли, а на ее месте так ничего и не построили. Это вам ничего не напоминает?

Вместо инвестиций в $1 млрд и проекта, получившего престижную международную премию, в центре Петербурга появились руины, вокруг которых обитают не то выдры, не то бобры, а город пытается отсудить у банкрота 578 млн рублей за срыв работ (источник).

№ 9. Строительство стадиона

 0006f181[1]

Постановление «О реализации проекта по строительству нового футбольного стадиона в западной части Крестовского острова» было подписано в декабре 2004 года (источник), но, как вы уже догадались, стадиона до сих пор нет.

Как и многие другие стройки эта началась с уничтожения памятника федерального значения. С одной стороны, хорошо бы построить новый стадион на месте старого, а с другой – это яркий пример нарушения закона, возможно, и глупого закона, ведь стоит ли считать устаревшие спортивные сооружения памятниками и охранять их на федеральном уровне? Так или иначе, плюнув на закон, было принято решение подчистую снести почти самый большой в мире стадион им. Кирова и построить на его месте новый. Даже если решение было верным, оно рождает множество негативных последствий. Если можно снести этот памятник федерального значения, что мешает также обойтись с другими? Ответ был найден – ничто не мешает.

– Я на миллион процентов уверен, что в 2009 году «Зенит» уже будет играть на новом стадионе. Но, возможно, удастся успеть и к 2008-му, – заявлял руководитель петербургского Спорткомитета Вячеслав Чазов (источник).

На деле сегодня можно наблюдать, лишь депрессивные заборы с колючей проволокой и вагончики для гастарбайтеров:

0006hwae[1]

Яндекс.Карты

Строительство нового стадиона, название которого еще не определено – это один из самых ярких примеров постоянного срыва сроков, обязательств и растраты городских денег. Изначальная стоимость проекта – 6,7 млрд рублей, профинансировать стройку должен был “Газпром” для своего же клуба “Зенит”. Однако стоимость строительства возросла в четыре раза, до 23,7 млрд рублей (и это в разгар экономического кризиса), а финансирование полностью взял на себя город, при этом принадлежать стадион все равно будет ОАО “Газпром” (источник).

Каждый год строительства Валентина Ивановна утверждала, что стадион будет закончен в следующем году.

– Никаких предпосылок к тому, что объект будет сдан позже ноября [2009 года], нет. Стройка идет намеченным планом, – заявила губернатор (источник).

Поддерживают эту традицию и ее подчиненные, утверждая сегодня, что строительство будет завершено в 2011 (источник).

Количество скандалов в этом строительстве зашкаливает. Вновь был выбран весьма амбициозный проект, договор с победителем конкурса на строительство был впоследствии расторгнут (источник), хотят последний к тому моменту уже успел освоить более 5 млрд рублей. Победителем в следующем конкурсе на право застройки стали структуры олигарха Олеги Дерипаски. Проект стадиона все равно пришлось переделывать, чтобы угодить требованиям УЕФА (заранее об этом никто не подумал), однако, автор проекта (японский архитектор Кисё Курокава) к этому времени уже скончался. Новый застройщик решил самовольно изменить конструкции стадиона с целью их удешевления, после чего проектировщик стадиона уведомил Ростехнадзор об отказе нести ответственность за негативные последствия, которые может повлечь корректировка проекта (источник). Вы все еще верите, что строительство будет завершено в разумные сроки?

№8. Вторая сцена Мариинского театра

 0006k3sr[1]

Как и в остальных случаях, власти допустили ряд аналогичных ошибок: чрезмерно амбициозный и непродуманный проект, срыв сроков, расторжения контрактов, миллиардные потери, новый тендер. Как результат – котлован на том месте, где уже несколько лет, как должна была бы располагаться вторая сцена одного из самых престижных театров в мире.

Справедливости ради отметим, что первый конкурс (в мае 2003 года) на это строительство прошел за несколько месяцев до назначения Матвиенко на пост губернатор Петербурга. Вскоре после тендера обнаружились значительные проблемы в строительной документации, появились вопросы о том, можно ли вообще создать подобный купол в данном месте. Споры тянулись более 5 лет, а деньги все это время успешно осваивались. Строители несколько лет рыли фундамент, несмотря на отсутствие согласованного проекта. В одном только 2009 году было освоено 2 млрд (источник). Не обошлось и без судебных исков, 734 млн требуют от субподрядчика за некачественное укрепление котлована (источник). История строительства крайне запутана, установить истинные причины всевозможных задержек тяжело.

Контракт с архитектором Домиником Перро был расторгнут лишь к 2007 году, однако, проект сцены остался тем же, сменился лишь проектировщик. Впрочем, в 2008 году был выбран уже третий по счету проектировщик, а предыдущий подал в суд за незаконное отстранение от работ (источник). Были несколько попыток изменить или упростить конструкцию, но в конечном итоге действия властей зашли в тупик, пока в мае 2009 года не вмешался Путин, потребовав провести новый конкурс, что и было сделано. Таким образом, для самого банального строительства одного здания, пусть и для именитого театра, потребовалось вмешательство премьер-министра страны, потому как местные власти, как и губернатор, оказались совершенно не в состоянии разобраться в этой ситуации самостоятельно. Да и “вмешательство премьер-министра” – это мягко сказано, потому как известно, что Путин у нас – далеко не просто председатель правительства.

Новый проект-победитель, из-за своей простоты и схожести с торговым центром, получил от народа название “ТК “Мариинский”, хотя едва ли многие были в восторге и от предыдущего варианта.

0006pyp2[1] 

По традиции, сроки окончания строительства каждый год сдвигались ровно на год. Обещали закончить строительство к 2008 году (источник), к 2009 (источник), к 2010 (источник)… Путин, в свою очередь, потребовал чтобы в 2011 году уже завершенная сцена приняла фестиваль “Звезды белых ночей” (источник). Путина послушали, вторая сцена действительно сразу же после открытия примет именно фестиваль “Звезды белых ночей”, но лишь в 2012 году (источник).

№7. Реконструкция Апраксина двора

 0006qf87[1]

Знаменитые кадры с резней баранов в центре Петербурга – это яркий пример того, что собой сегодня представляет “апрашка” (подробно). Один из самых старых архитектурных ансамблей города сегодня занят блошиным рынком. С одной стороны, там множество дешевых товаров, но сомнительного качества, с другой – это удовлетворяет потребностям горожан, с учетом их уровня жизни. В клоповник превращен целый квартал, на прилегающих к нему улицах процветает нелегальная торговля различным ширпотребом и контрафактом, которую милиция в упор не замечает. Все это сильно контрастирует с чистым и опрятным Невским проспектом, как и с расположенными совсем рядом Гостиным двором и другими торговыми площадями и бизнес-центрами.

В очередной раз городские власти взялись за благое дело – сделать конфетку из… в общем, реконструировать Апраксин двор. И допустили все те же самые ошибки, что и в других проектах. Изначально планировалось завершить реконструкцию к 2010 году (источник). Право на реконструкцию футболилось в разные стороны без остановки, планов, как обычно, было громадьё. В конечном итоге победителем вновь вышел сложный и амбициозный проект всё того же Нормана Фостера, построить который должны были всё те же структуры Олега Дерипаски (“Базовый элемент” выиграл это право в самом начале 2008 года), однако, уже через год компания олигарха заявила о том, что у нее нет денег на завершение строительства (источник).

Не обошлось и без традиционных нарушений всевозможных законов. Памятники? Под снос. Арендаторы? Выселить. Ведь для благого дела ничего не жалко. Начались судебные тяжбы, по некоторым искам власти и структуры олигарха проиграли (пример). Но, вероятнее всего, сказались именно финансовые проблемы, ведь если денег нет на строительство, то и судей подкупать незачем.

 0006rg1k[1]

Было начавшиеся споры о сложности возведения предложенного проекта утихли довольно быстро по причине заморозки строительства. Торговые ряды на этом месте лишь немного привели в порядок, но есть, правда, и положительные результаты. Благодаря этой передышке удалось спасти архитектурный ансамбль от практически полного уничтожения. Новый проект, в котором предложено отказаться от сноса 34 корпусов и сохранить старинную архитектуру, обещают представить 15 октября 2010 года (источник), а до начала реконструкции, вполне вероятно, там и дальше будут устраивать жертвоприношения баранов во время мусульманских праздников.

№6. Балтийская Жемчужина

Вспомним кадры, на которых Валентина Ивановна закладывает первый символический камень нового жилого квартала. Сопровождали ее в этом представители городских властей, а также Герман Греф и шанхайские инвесторы.

Происходило все это в 2005 году, а строительство должно было быть полностью завершено к 2010 году (источник, еще один).

bzh

В связи с выбором инвестора, которым оказалась китайская компания, у горожан возникли сильные опасения о появлении в России первого “Чайна-тауна”, т.е. квартала, густо заселенного этническими китайцами. Городские власти, в свою очередь, активно убеждали население в том, что ничего подобного не произойдет, и никакого китайского квартала не появится. В чем-то они оказались правы, квартала действительно не появилось: ни китайского, ни русского.

Вместо всей это красоты, представленной на официальном сайте и многочисленных презентациях, по факту построено лишь несколько типовых жилых многоэтажек на окраине города (лучше сказать – за городом). Сегодняшняя реальность крайне далека от воображаемой картинки.

china
Яндекс.Карты

По сути сданы самые обыкновенные, возможно, и хорошего качества, дома на окраине с сомнительной транспортной доступностью, да и те отстали от графика. Первые здания обещали сдать уже к 2006 году, но поиск дополнительных инвестиций затянулся, и  сроки начали сдвигать. Сегодня даже официальный сайт не показывает фактическую информацию, обещая закончить строительство первых зданий в 2009 году (когда на деле первые квартиры были сданы в августе 2010 года), а закончить весь комплекс обещают к 2013 году (источник). Сайт также, по-прежнему, красочно расписывает строительство надземного экспресса, который должен был связать этот район с городом, станциями метро и аэропортом. Но вот незадача, это строительство уже отменено (источник).

Очевидно, что к 2013 году стройка завершена не будет, и сегодня называются такие сроки, лишь потому, что никто не несет ответственности за дезинформацию. К тому же, из-за урезания прочих инфраструктурных объектов, проект уже потерял значительную часть своей привлекательности. Причины неудачи можно искать разные, наиболее явная из них – город был просто не в состоянии переварить такое количество “элитного” жилья. Будь квартал менее амбициозен, а инвесторы и власти – расторопнее, то город получил бы значительное количество столь необходимых ему жилых и коммерческих площадей. На деле же был выбран принцип “все или ничего”, вот и получили последнее: ни элитного жилья, ни просто хорошего квартала, ни транспортной инфраструктуры, ни инвестиций в $1,3 млрд.

Замечу, что власти откровенно настаивали на том, чтобы проект изобиловал крутизной, что значительно завышало стоимость строительства. Цель была не построить хороший квартал и качественное жилье, а сделать “что-нибудь эдакое”. Да, было бы здорово, если бы построили, но к большому сожалению, наши власти предпочитают жить несбыточными мечтами, чем реально осуществимыми планами. Замечу также, что активно высказывались предложения провести референдум о целесообразности этого строительства, что было в жесткой форме пресечено губернатором лично. Главным аргументом было нежелание тратить на проведение референдума лишний, внимание(!), $1 млн. Матвиенко всегда считала, что власти лучше знают (источник), что нужно горожанам, но, как показало время, опасения и сомнения простых людей были не напрасны.

№5 Орловский тоннель

1222709364_dvorcovy_most_full5[1]

Разводные мосты по ночам – это не только один из главных символов города, но и одна из его транспортных проблем. Нева разделяет город на две примерно равные части, и ночью зачастую невозможно перебраться с одного берега на другой. Отдадим должное городским властям за то, что сумели построить вантовый мост, который достаточно высок, поэтому нет необходимости разводить его для проходящих судов. Формально в истории Петербурга впервые появилась возможность в любое время суток перебраться на другой берег, но наделе мост расположен столь далеко вверх по течению Невы, что редко используется по этому назначению. Наверное, каждый петербуржец рано или поздно оказывается в ситуации, когда он ночью сидит около моста и ждет, когда же он, наконец, сведется. Звучит романтично, но не в тех случаях, когда у вас, например, ночью вылет из аэропорта, в результате чего вы будете вынуждены приехать в него заранее часа на четыре.

Вантовый мост в центре Петербурга не построить: места для него нет, да и панорамы он испортит безвозвратно. Выход был найден – тоннель, осталось дело за малы – прорубить в конце свет. Орловский тоннель предлагается построить в довольно узком месте Невы, где ее ширина составляет всего около 350 метров. Как вы уже догадались, тоннель этот тоже обещали построить к 2010 году (хронология проекта).

Пафосных слов по поводу Орловского тоннеля было сказано много. Возьмем для примера документ с сайта правительства города (перспективы развития Санкт-Петербурга в 2007-2011 годах):

Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель – крупнейшие объекты, которые будут строиться в форме государственно-частного партнерства. Причем впервые в России после 1917 года – на основе концессии. Учитывая важность проектов Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля для транспортной системы России, их финансирование будет осуществляться за счет средств Инвестиционного фонда РФ, бюджета Санкт-Петербурга и частного инвестора.

Не отставали и различные СМИ, регулярно рассказывая нам об эффективности строительства на основе концессии. В итоге же проект не только не был сдан в объявленные ранее сроки, но его строительство даже не начиналось до сентября 2010 года. Сегодня сроки сдачи сдвинуты на 2015 год. Если в 2005 году обещали построить к 2010 году, то в 2010 году обещают сдать в 2015 году. Прогресс на лицо, не правда ли? На самом деле прогресс есть, в цене. Если изначально смета всего проекта составляла 270 млн евро (источник), то сегодня она возросла в четыре раза, до 44,7 млрд рублей. Как и в случае со строительством стадиона, у нас в кризис все не дешевеет, а дорожает, ровно в 4 раза.

№4 Васильевский остров

Васильевский остров – самый большой остров в Петербурге, живет на нем около 250 тыс. человек, но транспортная доступность ограничена двумя станциями метро и четырьмя небольшими мостами, все из которых разводятся в сезон навигации. Одна половина острова прекрасна и является неотъемлемой частью исторического центра, зато другая его сторона развита довольно слабо, и во многом застроена унылыми однообразными домами советского периода, причем весьма неудачными, в народе они получили название “дома-корабли”. Зато эта вторая часть выходит на море (Финский залив) и это преимущество предполагало кардинальные изменения острова в лучшую сторону к 2010 году.

Планы были грандиозны: остров было решено значительно расширить (примерно на 400 га), путем создания намывных территорий, на которых к 2010 году должен был быть построен Западный скоростной диаметр (ЗСД), соединяющий остров одновременно с левым и правым берегом Невы вантовыми мостами. Ко всему прочему предполагалось и строительство отдельного моста через остров Серный. Главную же часть намывных территорий должен был занять Морской фасад – чрезвычайно амбициозный проект, своеобразная визитная карточка города. Так здесь же было решено построить и крупнейший в стране морской порт, первый (и пока единственный) пассажирский порт, способный принимать океанские круизные лайнеры. Ко всему прочему, ЗСД должен был повысить транспортную доступность будущего стадиона, расположенного на соседнем острове.

32512_img[1]
Намывные территории и план строительства ЗСД

title[1]
Вантовый мост ЗСД к новому стадиону

11[1]
Красота-то какая, я бы тут жил

Как вы уже догадались, все планы были сорваны, правда, исключением стало строительство порта и намыва территорий. Стоит отметить, что выбор подрядчика по строительству Морского фасада (в чьи задачи входило строительство исключительно порта и создание намывных территорий, но не строительства прочих объектов на них) – это фактически единственный случай успешного заключения крупного контракта с добросовестным подрядчиком, который не только успевает по срокам, но даже опережает их. К тому же, городу и компании удалось пролоббировать федеральный закон, позволяющий иностранным туристам, прибывшим в России на круизном судне, три дня находится в стране без визы – это действительно достижение.

Строительство ЗСД, как и многие другие крупные проекты, вновь было поручено структурам олигарха Олега Дерипаски и вновь был достигнут нулевой результат. Строительство моста через остров Серный тоже было заморожено, т.к. у города не хватило денег для продолжения финансирования, хотя подрядчик уже успел освоить 100 млн рублей (источник). Нет покупателей и на намывные территории (точнее – желающих там что-либо сегодня строить), в итоге некогда популярная набережная Васильевского острова с видом на море выглядит крайне невзрачно и депрессивно: вместо вида на море теперь вид на кучи серо-коричневого песка, прямо скажем, не лучшая получилась визитная карточка города.

№3 Метро

 757px-Spboldmetro[1]
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского

Метро Лондона: 211 станций и 11 линий, при населении города 7,5 млн человек.

Метро Парижа: 300 станций и 16 линий, при населении города 2,2 млн человек.

Метро Праги: 57 станций и 3 линии, при населении города 1,3 млн человек.

Метро Петербурга: 63 станции и 5 линий, при населении города в 4,6 млн человек.

Вопрос, почему в Петербурге (четвертом по размеру городе Европы) метрополитен развит на уровне Праги, которая в 4 раза его меньше? Для сравнения, в Москве метро состоит из 182 станций и 12 линий, при населении в 10,5 млн человек.

За время работы Валентины Матвиенко (с 2003 года) в городе было открыто 5 новых станций метро. Причем ст. Спасская не имеет выхода, а строительство ст. Комендантский проспект было начато еще до ее прихода. Едва ли это можно назвать успешной работой, особенно с учетом того, что подавляющее большинство сроков по всем вводящимися в строй станциям срывается и многократно переносится. Разительно отличается и подход к строительству, если сравнивать даже со странами бывшего соцлагеря, той же Чехией. Войдя в Пражский метрополитен сразу ощущаешь социалистическое наследие, и сразу же видно, насколько иным стало его развитие после отказа от коммунистического будущего. Все новые станции строятся таким образом, чтобы ими могли воспользоваться колясочники. На карте бережно отмечено, на какой станции инвалид сможет выйти, на какой он может осуществить пересадку. Конечно, старые станции едва ли получится перестроить, но по крайней мере новые делают доступными для всех и таковых уже около трети.

Строительство в Петербурге не имеет с этим ничего общего, единственная новая станция с пандусами – Парнас, можно было бы считать это прогрессом, если бы не строительство новых переходов (ст. Спасская), которые колясочники никогда в жизни не смогут преодолеть. Переход включает в себя эскалатор, ступеньки (дважды, без пандусов), а чтобы мало не казалось, еще и наклонные поверхности. Скандалы сопровождают и выбор “прогрессивных” эскалаторов для пересадки на Спасской, которые спустя год после запуска уже приходится ремонтировать (пример). Не радуют и перспективы будущих станций, которые предлагается строить по однопроходному принципу (это когда платформы разделены и с одной на другую так просто не перейти), что безумно неудобно. Интересно, что Метрострой обосновывает необходимость именно такого строительства тем… что уже заказал специальный строительный щит для этого в Германии (подробнее). Ну не терять же ему теперь деньги, верно?

№2 Новый аэропорт

1147ba97-be46-4799-8736-2961cb943602_B[1]

Пассажирооборот в единственном аэропорте Петербурга настолько мал, что приводит статистику даже стыдно. Он уступает почти в два раза даже Праге и Хельсинки, а от Лондона отстает примерно в 20 раз. Это приводит ко множеству негативных последствий. Предельный поток туристов значительно снижается, т.к. в город банально невозможно или дорого попасть, в то время как Петербург, учитывая его уникальное историческое наследие, фактически могут бы безбедно жить на одних только туристах. Замечу, что количество, в целом, туристов коррелирует с пассажирооборотом аэропортов. Например, Москву в этом году посетили около 4 млн туристов, при трафике аэропортов в 40 млн человек. Лондон посещает около 25 млн туристов ежегодно, при трафике в 120 млн, в Петербург в пиковом 2008 году посетило 2,3 млн иностранных туристов при трафике в 7 млн. Конечно, есть еще поезда, но ими пользуются отечественные туристы, их прибывает еще около 2 млн.

Учитывая тот факт, что турист в среднем оставляет в городе около $1000, то увеличение числа иностранных туристов, хотя бы, до 5 млн в год принесло бы городу дополнительно около 100 млрд рублей, замечу, что доходы всего бюджета города не превышает 300 млрд рублей. Строительство нового аэропорта (нового терминала Пулково) оценивается всего в $300 млн (менее 10 млрд рублей). Не сложная арифметика, верно? И вроде бы даже были приняты верные решения по строительству и в 2007 году, как вы уже догадались, строительство обещали закончить к 2010 году, но, как вы тоже догадались, сегодня новый аэропорт обещает через тот же срок, к 2013 году.

Согласно плану к 2010 году должен быть построен новый пассажирский терминал для обработки международных рейсов, примыкающий к «Пулково-1» с северной стороны. Его пропускная способность должна быть 7,412 млн.пасс. в год с возможностью увеличения до 22 млн.пасс. к 2025 году.

Официальный сайт Пулково

Впрочем, проблема не только в ограничениях туризма, но и в сложностях для петербуржцев выехать из своего города. Многие решают эту проблему, используя финский международный аэропорт в Хельсинки, вот и я уже второй год подряд зимой буду улетать в отпуск оттуда. Не потому, что там удобнее, а потому что там билеты стоят в два раза дешевле, а это весомый аргумент потратить лишнее время на дорогу.

Что особенно интересно, монополист на рыке авиаперевозок ГТК “Россия”, несмотря на грабительские цены, которые заставляют летать через соседние страны, уже много лет работает в убыток (минус 5,7 млрд в 2009 году). Мало того, он еще и требует не пускать в Петербург дешевых перевозчиков и дискаунтеров (пример). Вот вам и показательное вредительство от государственных монополий, путем обложения граждан своеобразной данью. Нет никаких сомнений в том, что этот монополист уходит в убыток исключительно по причине коррупции. Но разве есть до этого дело губернатору? Куда уж там, ведь сама она летает на совсем других самолетах от совсем других компаний.

№1. Охта-центр (Газпром сити)

367[1]

Окончание или почему вам стоит прийти на митинг против строительства небоскреба.


Добавить в друзьяЧто это?

Tags: Матвиенко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments